Датчики расхода топлива (ДРТ)

Датчики расхода топлива представляют собой проточные приборы учета, которые служат для измерения общего объема горючего, проходящего через топливную систему во время работы транспортного средства.

Расходомеры можно разделить на два основных вида: обычные и дифференциальные. Обычный датчик расхода топлива рассчитан на учёт одного потока и не учитывает наличие обратного канала, по которому из двигателя в бак возвращается часть неизрасходованного топлива. Особенности конструкции некоторых (но далеко не всех!) двигателей позволяют без каких-либо последствий ограничить функционирование обратного канала. В ряде случаев этот метод позволяет использовать недорогие однопоточные ДРТ весьма эффективно.

В том случае, когда изменение исходной системы топливных потоков транспортного средства является недопустимым, то на обратный канал целесообразно установить второй обычный датчик расхода топлива. В этом случае расчёт данных расходомеров выполняют с помощью определённой программы с использованием сравниваемых показаний датчиков.

На решение проблемы несогласованности работы независимых друг от друга приборов направлена установка дифференциального датчика расхода топлива. Дифференциальный ДРТ — это двухпоточный прибор, в конструкцию которого входят два расходомера, взаимно откалиброванные производителем. Встроенная вычитающая плата сама выполняет вычислительные операции и выдаёт только один конечный параметр — фактическую величину расхода топлива.

Следует отметить то, что некоторые топливные системы могут быть не рассчитаны на установку одного дифференциального или двух обычных датчиков. Например, на многих американских транспортных средствах расходомер на обратном канале будет пропускать через себя пену (воздушно-топливную смесь), а не топливо в чистом виде, что может стать причиной высокой погрешности в расчёте конечных данных.

Сопоставление обычных и дифференциальных ДРТ

  Достоинства Недостатки
Обычный ДРТ Цена: величина в 3 раза ниже стоимости дифференциального ДРТ Ограниченность применения: не все виды топливной системы допускают отключение обратного канала
Два независимых обычных ДРТ Цена: в некоторых случаях стоимость пары несколько ниже стоимости одного дифференциального ДРТ Вероятность большой погрешности: существует необходимость самостоятельно калибровать датчики. Также см. недостаток строки 3
Дифференциальный ДРТ Небольшая величина погрешности: оба расходомера калибруются на заводе Ограниченность области применения: подходят не для всех типов топливных систем

Таким образом, выбор датчиков расхода топлива обусловлен не только общими техническими характеристиками прибора, но и особенностями конкретной модели транспортного средства.

При выборе между датчиками уровня топлива и датчиками расхода топлива обоих типов главным аргументом в пользу расходомеров является высокая точность в их работе: погрешность не превышает 1%. Следующим несомненным достоинством датчиков расхода топлива можно назвать исключение возможности внесения изменений в паказания приборов при их правильной установке.

Говоря о датчиках, необходимо также указать их некоторые недостатки. При их помощи нет возможности отслеживать факты несанкционированного слива топлива, осуществляемого через шланг, врезанный в обратный канал. Выявить подобное нарушение можно исключительно в случае визуального осмотра транспортного средства, но не с помощью прибора. К недостаткам также можно отнести нерентабельность использования расходомеров на бензиновых двигателях, так как бензин высушивает движущиеся части прибора, вследствие чего он часто будет выходить из строя. В свою очередь, датчики, применяемые на дизельных двигателях, систематически засоряются из-за топлива низкого качества и требуют постоянного технического обслуживания.

В связи с вышеперечисленными фактами оптимальным решением является использование датчиков расхода топлива в качестве дополнительного оборудования для осуществления контроля в комплекте с бортовым контроллером «АвтоГРАФ-GSM».